
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
Может быть интересно
образовательное учреждение высшего образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)
Факультет заочного и дистанционного обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Производственная практика
(Научно-исследовательская работа)
- Срок прохождения практики: с 08.04.2024 г. по 21.05.2024 г.
- Место прохождения практики: Государственное коммунальное казенное предприятие «Ясли-сад «Карлыгаш» села Свободное при отделе образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области
Акмолинская область, Есильский район, Свободненский С.О., с.Свободное, ул.Комсомольская, 3
Студент, направляемый на производственную практику (НИР)
| №
п/п |
Ф.И.О. | Группа |
Рабочий график (план) проведения практики
| №
п/п |
Этапы (периоды) практики | Вид работ | Срок прохождения этапа (периода) практики | Форма отчетности |
| 1 | Организационно-подготовительный
|
Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего распорядка. Наблюдение за профессиональной деятельностью специалистов на месте прохождения практики | 08.04.2024 | Лист-согласование рабочего графика (плана) проведения практики;
личная карточка инструктажа по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего распорядка; индивидуальное задание на практику. |
| Выполнение задания, обеспечивающего практико-ориентированную подготовку студента | ||||
| 2 | Предварительный | определение целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, описание методики исследования | 08.04.2024 | Дневник прохождения практики |
| 4 | Основной | -разработка программы реализации условий, которые выявлены и обоснованы в процессе теоретическом исследовании;
-проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы; |
09.04.2024-13.04.2024 | |
| 5 | Заключительный | качественный анализ результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. | 14.04.2024-21.04.2024 | Характеристика с места практики
Отчет по практике |
- Содержание и планируемые результаты практики
Содержание производственной практики (научно-исследовательской работы) определяется темой выпускной квалификационной работы.
В процессе прохождения практики обучающиеся разрабатывают инструментарий проводимых исследований, готовят данные для составления обзоров, отчетов, осуществляют сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбирают методы и средства решения задач исследования.
Производственная практика (научно-исследовательская работа) включает следующие этапы и формы работы.
В каждом конкретном случае программа производственной практики (научно-исследовательской работы) изменяется и дополняется для каждого обучающегося в зависимости от характера выполняемой работы.
Структура отчета должна соответствовать содержанию практики и индивидуальному заданию руководителя по практике от кафедры. Рекомендуется включить следующие разделы:
- постановка цели (конечного результата исследования) и формулировка задач исследования, которые представляют собой перечень основных вопросов, которые планируется изучить для достижения поставленной цели исследования – в соответствии с выбранной темой ВКР;
- определение и формулировка объекта и предмета исследования;
- определение методологической основы исследования, под которой понимается совокупность методов научного познания, используемых обучающемся для достижения цели ВКР;
- характеристика и обоснование актуальности темы выпускной квалификационной работы исходя из проблем современной науки, запросов практики;
- обзор литературы по исследуемой проблеме путем изучения и использования научных трудов отечественных и зарубежных авторов;
- разработка программы реализации условий, которые выявлены и обоснованы в процессе теоретическом исследовании;
- проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы;
- качественный анализ результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Перечень планируемых результатов обучения
| Коды компетенции (по ФГОС ВО) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС ВО |
Перечень планируемых результатов обучения |
| ОПК-3 | Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | Знать:
психологические и педагогические принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в том числе с особыми образовательными потребностями; Уметь: выбирать формы, методы и средства организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, с учетом возрастных особенностей, образовательных потребностей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, Владеть: технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся / воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии стребованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
| ПК-1 | Способен к проектированию и реализации методического обеспечения программ и мероприятий по развитию и социализации обучающихся | Знать:
методическое обеспечение программ и мероприятий по развитию и социализации обучающихся Уметь: проектировать методическое обеспечение программ и мероприятий по развитию и социализации обучающихся Владеть: навыками реализации методического обеспечения программ и мероприятий по развитию и социализации обучающихся |
| ПК-2 | Способен консультировать субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, воспитания, развития и профессионального самоопределения | Знать:
основы консультирования субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, воспитания, развития и профессионального самоопределения Уметь: консультировать субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, воспитания, развития и профессионального самоопределения Владеть: навыками консультирования субъектов образовательного процесса |
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………..12
1.1.Влияние детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….12
1.2.Цели и задачи практики………………………………………………………….14
1.3.Дневник практики………………………………………………………….….17
2.Типы детско-родительских отношений, и их влияние на уровень развития самостоятельности, результаты исследования
2.1. Влияние детско-родительских отношений на проявление самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………19
2.2. Описание методик и выборки исследования………………………………23
3.Проведение формирующего эксперимента на тему детско-родительские отношения, и их влияние на развитие самостоятельности, результаты исследования
3.1. Разработка программы реализации организационно-педагогических условий формирования самостоятельности у дошкольников в образовательном процессе детского сада ……………………………………………………………………………………..33
3.2. Организационно-педагогические условия формирования самостоятельности у дошкольников в образовательном процессе детского сада…………………………………………………………………………………43
3.3.Итоги работы по теме формирующего эксперимента……………………..48
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
5.ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………………53
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….55
7.ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….59.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в настоящее время одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прямо указано, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», специальным образом организуя образовательную среду. Согласно п.3.2.1 ФГОС ДО необходимо при реализации основной образовательной программы дошкольного образования как программы позитивной социализации дошкольников целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности. Выводы исследователей подтверждают, что к концу старшего дошкольного возраста при оптимальной организации образовательного процесса дети могут достигнуть достаточно высокого уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: общение, детское экспериментирование, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание, конструирование, изобразительная деятельность и др. При этом наиболее ярко детская инициатива и самостоятельность проявляются в игровой деятельности, что подтверждается исследованиями Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконина и др. В современной педагогической науке показано, что формирование самостоятельности в дошкольном возрасте требует новых подходов в организации образовательного процесса. Одним из вариантов обеспечивающих развития самостоятельности детей в образовательном процессе является педагогическая поддержка как органичная часть гуманистической теории и практики воспитания. Педагогическая поддержка как теоретическая основа и педагогическая технология реализации образовательного процесса предусматривает не авторитарное воздействие, где главным выступает взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок ‒ партнеры по деятельности и общению. Согласно работам Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Л.М. Клариной, О.В. Солнцевой, Р.М. Чумичевой необходимо обеспечить такие организационно-педагогические условия в образовательный процесс в детском саду, чтобы ребенок имел возможность проявить субъектные качества, в том числе и самостоятельность. Однако в практике дошкольного образования по-прежнему отмечается недостаток современных методических разработок, которые были бы нацелены на формирование самостоятельности детей дошкольного возраста. Актуальность нашего исследования определилось противоречием между необходимостью формирования самостоятельность детей дошкольного возраста в специфических видах детской деятельности и недостаточной разработанностью программно-методических материалов, обеспечивающих организацию образовательного процесса в данном аспекте. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как оптимально организовать образовательный процесс в направлении формирования самостоятельности дошкольников. Исходя из проблемы, нами была сформулирована тема исследования
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Я. З. Неверович, Я. Л. Коломинский, Д. В. Сергеева считают, что задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л.Рубинштейн). Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и других показали, что в основном родители влияют на самостоятельность ребенка: если они изначально с раннего возраста воспитывают это качество, то у ребенка формируется достаточно высокий уровень самостоятельности.
На современном этапе проблеме влияния детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста уделяется недостаточно внимания. В основном в психолого-педагогической литературе рассматривается влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки (А.И. Захаров, В. В. Столин, Т.В. Соколова и др.), трудовой деятельности (Я. Л. Коломинский, Р. С. Буре, Е. Н. Нечаева и др.).В связи с этим тема нашей работы является актуальной.
1.2.Цели и задачи практики
Цель исследования: выявить влияние детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние детско-родительских отношений, направленные на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при типе детско-родительских отношениях как «принятие» и «кооперация» уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет высоким, тогда как при типе детско-родительских отношениях как «симбиоз», «авторитарная гиперсоциолизация», «маленький неудачник» уровень самостоятельности у детей будет низкий или средний. Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет успешным при следующих условиях:
- смене типа детско-родительских отношений на «принятие» или «кооперация», как основу позиций родителей по отношению к ребенку дошкольнику;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей направленной на повышение уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Определить и изучить теоретические подходы к проблеме развития самостоятельности и детско-родительских отношений детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
- Подобрать методики, направленные на изучение самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений;
- Экспериментальным путем выявить влияние детско-родительских отношений на уровень самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
- Определить влияние созданных условий на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Ретроспективный анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание философов, психологов и педагогов.
В.И. Селиванов, М.И. Дидора рассматривает самостоятельность как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и инициативностью. Она проявляется в относительной независимости. В своей работе мы будем придерживаться этого определения.
В педагогической литературе понятие «самостоятельность детей дошкольного возраста» рассматривается с самых разных позиций мы под самостоятельностью детей дошкольного возраста будем понимать интегральное качество личности ребенка, характеризующееся умением организовывать деятельности без посторонней помощи; способностью найти себе занятие и организовать свою деятельность; проявлением инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Анализ исследований литературы позволил нам выделить критерии развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Ими выступают:
- Организация деятельности и поступков без посторонней помощи.
- Выполнение решений без напоминаний.
- Умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства.
- Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность.
- Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Исследования психологов и педагогов показывают, что тип родительского отношения имеет решающее значение для личностного развития ребенка, в том числе и развития самостоятельности.
А.Я. Варга, В.В. Столин под родительским отношением понимает систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Чем адекватнее стиль родительского отношения, тем выше вероятность того, что ребенок будет самостоятельным.
Исследователи отмечают, что тип родительского отношения зависит от множества факторов: личностных особенностей родительской фигуры, форм поведения родителей в семье и за ее пределами; личностных особенностей ребенка; педагогической компетентности родителей, уровня их образованности; качества эмоциональных связей в детско-родительских отношениях и др.
Исследователи отмечают, что детско-родительские отношения нужно оптимизировать таким образом, чтобы развитие самостоятельности в старшем дошкольном возрасте перешло на более высокий уровень.
Л.В.Загик, Т.А.Маркова, Л.К.Пелипенко, В.Я.Титаренко считают важным условием для повышения уровня самостоятельности детей дошкольного возраста является работа с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.
По мнению Т. А. Власовой воспитатель для оптимизации детско-родительских отношений с целью развития самостоятельности может использовать разные формы работы с родителями: индивидуальные , групповые или коллективные.
По мнению Ю. С. Ершовой важным условием для развития самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества.
Повышение уровня развития самостоятельности может быть обеспечено путем разработки и апробации выделенных нами условий.
2.Типы детско-родительских отношений, и их влияние на уровень развития самостоятельности, результаты исследования.
2.1.Влияние детско-родительских отношений на проявление самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте развитие самостоятельности осуществляется на протяжении всего периода. Первые проявления самостоятельности связаны у детей с кризисом 3-х лет, в ходе которого появляется стремление действовать самостоятельно, выражать свои желания, потребности.
О.Ф. Борисова указывает, что одной из характерных особенностей данного кризиса является появление у ребенка стремления к автономности. В то же время, эти проявления могут носить неустойчивый характер и не всегда обуславливают самостоятельность в полном смысле этого слова, потому что часто за выражением желания что-либо делать у ребенка не проявляются другие составляющие самостоятельности, а именно, умение организовать свою деятельность и осуществить ее для достижения конечной цели. Начальным этапом развития самостоятельности является проявление инициативы в предметных действиях ребенка. Формируя определенный опыт таких действий, взрослый побуждает ребенка к самостоятельным действиям и создает для этого благоприятные условия.
По мнению А.Н. Атаровой, к концу старшего дошкольного возраста у детей могут отмечаться довольно высокие показатели самостоятельности в игре, труде, познании и общении. В качестве показателей самостоятельности у старших дошкольников выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное, получить результат.
Т.И. Бабаева считает, что в старшем дошкольном возрасте складываются благоприятные предпосылки для развития самостоятельности в разных видах деятельности. Прежде всего, у детей развивается потребность в самостоятельной деятельности, на фоне сформированных у них умений и навыков возможности организации самостоятельной деятельности также возрастают. Кроме того, значимым для детей становится мотив выполнения разнообразных поручений, заданий от взрослого, что положительно влияет на самооценку. В ситуации, когда взрослый поощряет самостоятельность детей, происходит закрепление связей между самооценкой и самостоятельными действиями, что способствует развитию самостоятельности.
При разных типах родительского отношения создаются неодинаковые условия для развития самостоятельности детей дошкольного возраста. За основу для анализа влияния типа родительского отношения на проявление самостоятельности дошкольников, мы взяли типологию, предлагаемую А.Я. Варгой, В.В. Столиным
Первый тип родительского отношения, выделяемый данными авторами – «принятие – отвержение». Отношение родителей к ребенку, которое находится на полюсе принятия, характеризуется тем, что родитель принимает ребенка таким какой он есть, проявляет к нему внимание, заинтересованность, активно участвует в его жизни. Отношение принятия характеризуется тем, что родитель способен оказывать ребенку поддержку и укреплять его веру в себя, что положительно сказывается на развитии самостоятельности ребенка.
Если в родительском отношении преобладают проявления, характерные для полюса отвержения, то тогда ребенок воспринимается родителем с негативной стороны, родитель очень остро чувствует недостатки ребенка, постоянно акцентирует на них внимание, считает ребенка неуспешным и постоянно транслирует ему свое агрессивное отношение.
Негативные чувства, которые переполняют родителя по отношению к ребенку при отвержении, негативно влияют на взаимоотношения в целом, и естественно, что при таких отношениях не создаются условия для развития самостоятельности ребенка, поскольку все его стремления к самостоятельности в большей степени могут быть обусловлены страхом перед агрессией родителя, а также страхом наказания.
Родительское отношение по типу кооперации также является, как и принятие, благоприятным типом отношения для развития самостоятельности ребенка. Это связано с тем, что при кооперации родитель заинтересован в делах ребенка, стремится во всем ему помочь, высоко оценивает его способность, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. При таком отношении ребенок чувствует поддержку родителя, это придает ему уверенности, желание проявлять собственную активность и самостоятельность в деятельности.
Симбиоз, как тип родительского отношения, характеризуется наличием межличностной дистанции в общении с ребенком, которая характеризуется постоянной тревогой за ребенка, отсутствием веры в его возможности и силы. Симбиотические отношения являются средством, укрепляющим самого родителя, который чувствует себя эмоционально незащищенным, неуверенным, и укрепляет веру в себя посредством тревоги за ребенка. Постоянная тревога проявляется в многочисленных ограничениях действий ребенка, которые характеризуются как потенциально опасные, в связи с этим ребенку очень сложно проявлять самостоятельность, находясь под постоянным контролем
Авторитарная гиперсоциализация, как тип родительского отношения отличается достаточно высоким контролем над поведением ребенка. Родитель при данном типе родительского отношения часто требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, инициатива и самостоятельность ребенка подавляются, поскольку они не укладываются в рамки необходимого контроля. При этой позиции развитие самостоятельности у ребенка затрудняется тем, что родитель все время пытается установить какие-то рамки для ребенка, тем самым ограничивая его собственную активность.
Еще один тип родительского отношения, который выделяется А.Я. Варгой называется «маленький неудачник». Данный тип родительского отношения характеризуется тем, что родитель воспринимает ребенка, как маленького, несостоятельного и неуспешного. Родитель не доверяет ребенку, не понимает и не знает его возможностей, и в соответствии с этим не может создать необходимые условия для развития самостоятельности ребенка. При данном типе родительского отношения у ребенка формируется инфантилизм, его собственная потребность быть активным и самостоятельным постоянно не удовлетворяется, в результате чего ее проявления становятся все менее выраженными
Вывод: На примере данных типов родительского отношения, мы можем сделать вывод о том, что развитие самостоятельности, то есть создание условий для приобретения ребенком субъектного опыта, проявления собственной активность в деятельности создается при детско-родительских отношениях, в которых родитель стремится принять и понять своего ребенка, оказывает поддержку ребенку, организует совместную деятельность, укрепляет веру ребенка в собственные силы, что позволяет ребенку становиться самостоятельным. В детско-родительских отношениях, в которых преобладает контроль, недоверие, стремление к симбиозу, наблюдается обратная реакция, связанная с тем, что активность ребенка подавляется либо чрезмерным контролем родителя, вызванным тревогой, либо чрезмерной тревогой как таковой. Обобщая результаты проведенного анализа, мы можем сделать вывод о том, что важнейшими характеристиками родительского отношения, влияющего на развитие самостоятельности являются степень принятия-непринятия ребенка, способность родителей устанавливать отношения сотрудничества с ребенком и оказывать ему поддержку, в частности, поддержку инициативы и самостоятельных действий, а также важное значение имеет общее эмоционально-положительное восприятие ребенка.
2.2.Описание методик и выборки исследования.
Ретроспективный анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание философов, психологов и педагогов.
В.И. Селиванов, М.И. Дидора рассматривает самостоятельность как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и инициативностью. Она проявляется в относительной независимости. В своей работе мы будем придерживаться этого определения.
В педагогической литературе понятие «самостоятельность детей дошкольного возраста» рассматривается с самых разных позиций мы под самостоятельностью детей дошкольного возраста будем понимать интегральное качество личности ребенка, характеризующееся умением организовывать деятельности без посторонней помощи; способностью найти себе занятие и организовать свою деятельность; проявлением инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Анализ исследований литературы позволил нам выделить критерии развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Ими выступают:
- Организация деятельности и поступков без посторонней помощи.
- Выполнение решений без напоминаний.
- Умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства.
- Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность.
- Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Исследования психологов и педагогов показывают, что тип родительского отношения имеет решающее значение для личностного развития ребенка, в том числе и развития самостоятельности.
А.Я. Варга, В.В. Столин под родительским отношением понимает систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Чем адекватнее стиль родительского отношения, тем выше вероятность того, что ребенок будет самостоятельным.
Исследователи отмечают, что тип родительского отношения зависит от множества факторов: личностных особенностей родительской фигуры, форм поведения родителей в семье и за ее пределами; личностных особенностей ребенка; педагогической компетентности родителей, уровня их образованности; качества эмоциональных связей в детско-родительских отношениях и др.
Исследователи отмечают, что детско-родительские отношения нужно оптимизировать таким образом, чтобы развитие самостоятельности в старшем дошкольном возрасте перешло на более высокий уровень.
Л.В. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В.Я. Титаренко считают важным условием для повышения уровня самостоятельности детей дошкольного возраста является работа с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.
По мнению Т.А. Власовой воспитатель для оптимизации детско-родительских отношений с целью развития самостоятельности может использовать разные формы работы с родителями: индивидуальные , групповые или коллективные.
По мнению Ю.С. Ершовой важным условием для развития самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества.
Повышение уровня развития самостоятельности может быть обеспечено путем разработки и апробации выделенных нами условий.
Выводы, сделанные в теоретической части стали основанием для проведения эксперимента.
Для изучения детско-родительских отношений и самостоятельности мы выбрали экспериментальную подготовительную группу. В исследовании принимало участие 15 детей старшего дошкольного возраста, а также их родители.
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста; изучение детско-родительских отношений влияющих на самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
Представим ниже детальную характеристику использования диагностических методов и методик:
Методика Р.М. Геворкян «Особенности проявления воли
дошкольников».
Цель методики: определение уровня развития самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста через наблюдение (см. приложение №3).
Показатели самостоятельности, по которым отслеживается уровень
самостоятельности детей:
– организация деятельности и поступков без посторонней помощи;
– выполнение решений без напоминаний;
– умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства;
– умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность;
– способность к проявлению инициативы и творчества в решении
возникающих задач.
Каждый показатель оценивается в баллах: если показатель проявляется в поведении ребёнка редко, то ставят 1 балл, если иногда, то 2 балла, если часто или всегда, то ставят 3 балла.
Таблица 3
Бальная оценка уровня сформированности самостоятельности
| Количество баллов | Уровни сформированной самостоятельности |
| 14-15 | Высокий |
| 9-13 | Средний |
| 5-8 | Низкий |
Рис. 1. Исходный уровень сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Количественный анализ результатов исследования уровня сформированности волевых качеств показывает, что с заданиями справились все дети:
низкий уровень или 15 баллов и менее сформированности волевых
качеств имеет 5 ребенка (33%);
− средний уровень или от 15 до 33 баллов – 7 детей (47%);
− высокий уровень или от 35 до 45 баллов – 3 ребенка (20%).
Анализ результата исследования позволил сформировать три группы
детей с разным уровнем сформированности волевых качеств у старших
дошкольников.
Выявлены следующие уровни сформированности нравственных чувств:
Таблица 5
Исходный уровень сформированности волевых качеств у старших дошкольников
| Уровни сформированности волевых качеств | Количество детей (%) |
| Низкий | 5 (33%) |
| Средний | 7 (47%) |
| Высокий | 3 (20%) |
Рассмотрим и охарактеризуем ход эксперимента.
Из диаграммы видно (см. рис. 2), что высокий уровень сформированности волевых качеств имеет небольшая часть испытуемых – 3 ребенка (20%).
Такие дети не отвлекались, проявляли аккуратность при выполнении заданий, не отказывались от работы. Дети продержались с закрытыми глазами более 3 минут, совершенно не подглядывая. То есть дети старались достичь поставленной цели.
Для ребенка 5-6 лет это является высоким показателем развития упорства и целеустремленности. Дети не открывали глаза, никак не реагировали на внешние раздражители (постукивание, разговоры и т. д.).
Средний уровень имеет большая часть детей, а точнее 7 (47%)(см. таблицу 2, рис. 1). Дети, имеющие средний уровень сформированности волевых качеств были менее аккуратны и внимательны при выполнении заданий, часто отвлекались. Дети часто отвлекались на раздражители,открывали глаза.
Низкий уровень развития волевых качеств имеют 5 детей (33%) (см. таблицу 3, рис. 2). Такие дети постоянно подглядывали, не могли проявить силу воли,
Анкетирование родителей «Насколько Ваш ребенок самостоятельный?»
Цель анкетирования: выявление отношения родителей к проблеме воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста в семье.
Вид анкеты: закрытый (выбирается подходящий ответ из предложенных)
Уважаемые родители!
Своевременное воспитание у детей самостоятельности необходимо для совместной жизни в коллективе сверстников.
Воспитание этого качества будет успешным, если родители и педагоги объединят свои усилия.
Важно в связи с этим выявить тот положительный опыт воспитания самостоятельности, который имеется в семье, а также трудности, испытываемые родителями. Просим Вас, искренне ответить на вопросы. Это позволит нам получить более достоверные данные и сделать полезные для нас выводы.
Внимательно прочтите вопросы. Выберите вариант ответа соответствующий вашему мнению.
- Ставите ли Вы задачу воспитания у своего ребенка самостоятельности?
Да. Нет.
- Считаете ли Вы, что Ваш ребенок должен быть самостоятельным?
Да. Нет.
- Воспитываете ли Вы в ребенке самостоятельность?
Да. Нет.
Как? ______________________________________________________
- Выполняет ли Ваш ребенок домашние обязанности?
Да. Нет.
Какие? ____________________________________________________
- Как ведет себя Ваш ребенок при выполнении задания, поручения:
- —начинает сразу, уверенно, выполнять самостоятельно и правильно?
Да. Нет.
- выполняет с помощью взрослого ?
Да. Нет.
- -трудности преодолевает самостоятельно ?
Да. Нет.
-встретив трудности, просит помощи?
Да. Нет.
-обходит трудности?
Да. Нет.
-бросает работу, не закончив?
Да. Нет.
- Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника?
Да. Нет.
- Ребенок умеет пользоваться телефоном?
Да. Нет.
- Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя)?
Да. Нет.
- Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в «дочки-матери», больного и врача)?
Да. Нет.
- В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки — их ломают практически все дети, это нормально)?
Да. Нет.
- Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро «отходит» и прощает обиды?
Да. Нет.
- Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: «Я поступил плохо. Мама будет ругаться», «Я все сделал хорошо. Мама будет довольна»?
Да. Нет.
- У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет?
Да. Нет.
- Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать?
Да. Нет.
Если в ваших ответах «да» присутствует от 15 раз и выше, значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.
Вывод: По результатам проведения всех диагностических срезов каждому ребёнку мы вывели средний балл уровня развития самостоятельности и соответствующий тип родительского отношения
Далее мы соотнесли ведущий тип родительского отношения и уровень самостоятельности каждого ребёнка по среднему показателю. И сделали следующие выводы: чем выше уровень самостоятельности ребёнка, тем выше уровень родительской заинтересованности в развитии самостоятельности ребёнка-дошкольника.
Так у 20% родителей при типе детско-родительских отношениях как «принятие» и «кооперация» уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста наблюдается преимущественно высокий (20%) и средний (35%) уровень самостоятельности, тогда как при типе детско-родительских отношениях как «симбиоз», «авторитарная гиперсоциолизация», «маленький неудачник» уровень самостоятельности у детей находится преимущественно на низком уровне (20 %детей) и на среднем уровне (25%).
По результатам констатирующего эксперимента, детей разделили на три группы соответственно уровню.
Высокий уровень (14-15 баллов) развития самостоятельности. К нему отнесли 20 % детей. Эти дети характеризуются тем, что стремятся к решению задач деятельности без помощи взрослых; умеют поставить цель деятельности, не опираясь на указания при этом могут найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняют решение задач без напоминаний, при этом без упрямства может отстоять свое мнение.
Средний уровень(9-13 баллов): К нему отнесли 60% детей. Эти дети стремятся к решению задач деятельности однако им требуется помощь взрослого; умеют поставить цель деятельности, но опираются на указания при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач ситуативно и не постоянно, выполняют решение задач с напоминаниями взрослого, при этом могут отстоять свое мнение, если ему это важно.
Низкий уровень (5-8 баллов): к нему отнесли 20% детей. Дети данного уровня не стремятся к решению задач деятельности, им всегда требуется помощь и поддержка взрослого; не умеют поставить цель деятельности, не могут найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; не способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняют решение задач только с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что чем выше уровень родительской заинтересованности в развитии самостоятельности ребёнка дошкольника, тем выше её уровень
Выводы по данной главе стали основанием для формирующего эксперимента.
3.1.Программа «Оптимизация детско-родительских отношений, направленных на развитие самостоятельности дошкольников.».
База практики: Программа проводилось на базе ГККП «Ясли-сад «Карлыгаш». В ней приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста,10 воспитателей и 13 родителей.
Цель программы: Создание условий для формирования у детей самостоятельности через различные виды деятельности, формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять полученные навыки и умения в повседневной деятельности.
Задачи программы:
- Формировать у воспитанников умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий;
- Развивать умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
- Развивать сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
- Развиватьу умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
- Формировать умение переносить известные способы действия в новые условия.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- Значительное повышение уровня развития самостоятельности, инициативности у старших дошкольников;
- Создание комплекса педагогических условий для развития самостоятельности и инициативности старших дошкольников;
- Организация продуктивного взаимодействия с родителями, как необходимого условия повышения самостоятельности детей.
Этапы работы над программой.
| этапы реализации
проекта |
мероприятия | цель мероприятия |
| Подготовительный | Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед. Создание картотек игр, пословиц и поговорк по теме Создание информационной базы для родителей (папки, буклеты и т.д)
|
Подготовка к программе
«Оптимизация детско-родительских отношений, направленных на развитие самостоятельности дошкольников» |
| Основной
|
«Самостоятельность дошкольника: теоретический аспект» | повышение психолого-педагогической компетентности родителей направленной на повышение уровня развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. |
| Родительский тип отношений и самостоятельность детей | активизация и формирование практического опыта родителей для повышения уровня самостоятельности детей, изменений негативных типов родительских отношений на положительные. |
Цель: активизация и формирование практического опыта родителей для повышения уровня самостоятельности детей, изменений негативных типов родительских отношений на положительные.
На подготовительном этапе мы предложили родителям темы для родителей по вопросам развития самостоятельности детей в условиях семьи. На основе запросов родителей была выстроена программа совместной детско-взрослой партнерской деятельности, по оптимизации детско-родительских отношений, направленных на развитие самостоятельности дошкольников.
На первом этапе мы провели несколько разнообразных форм работы с родителями. В большей степени они были теоретического плана, наша задача состояла в том, чтобы родители повысили психолого-педагогическую компетентность родителей в области развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
Нами были проведены комплекс мероприятий по следующим темам:
| Дата проведения | Мероприятия | Продолжительность мероприятия | Ответственный |
| 03.05.2024 | Интервью с детьми на тему «Представления ребенка о качестве самостоятельность?» | 30 минут | Воспитатель
Педагог-психолог |
| 08.05.2024 | Анкетирование воспитателей | 50 минут | Педагог-психолог
|
| 15.05.2024 | Анкетирование родителей | 50 минут | Воспитатель
Педагог-психолог
|
| 16.05.2024 | Сценарий развлечения «Как мы помогаем взрослым» | 30 минут | Воспитатель
Педагог-психолог |
| 17.05 | Проведение родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» | 1 час 20 минут | Воспитатель
Педагог-психолог
|
Программа проводилось с помощью комплекса взаимодополняющих методов: наблюдение за деятельностью детей, интервьюирование детей, анкетирование воспитателей и родителей.
Для исследования уровня самостоятельности было организовано наблюдение за деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Учитывая, что самостоятельность ‒ «относительно устойчивая характеристика ребенка старшего дошкольного возраста, обнаруживающаяся с известным постоянством в различных ситуациях», наблюдение за детьми проводилось ежедневно во время разных видов детской деятельности в течение двух недель.
Результаты наблюдения позволяют констатировать следующее: больше половины детей группы самостоятельно, последовательно действуют в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи, или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.
Другая подгруппа детей планируют разные виды умственной деятельности, например наблюдение для получения информации; самостоятельно получают информацию из наблюдений, рассказов и пр., развернуто отражает в речи впечатления, выводы; самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий.
Есть и такие дети, которые систематически самостоятельность не проявляют; действуют сами, могут нарушать требуемую последовательность действий; при самостоятельном выполнении качество результата деятельности снижается. Несамостоятельны, зависимы от взрослого, требование взрослого действовать самостоятельно может вызвать скрытый или открытый протест, негативные переживания.
Интервью, которое проводилось индивидуально с каждым ребенком представляет собой диалог с ребенком, который проходил в свободной форме и затрагивал следующий круг вопросов: представления ребенка о таком качестве как «самостоятельность» и самостоятельном человеке, о проявлениях самостоятельности ребенка в семье; об отношении родителей к самостоятельным проявлениям ребенка; о том, какие самостоятельные дела выполняет ребенок в детском саду, в чем воспитатель ему помогает. Результаты интервью позволили констатировать, что дети проявляют различный уровень самостоятельности
Приведем некоторые ответы на вопросы интервью детей, имеющих высокий и средний уровень проявления самостоятельности:
На вопрос, какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха, дети отвечали: «Чтобы добиваться успеха, человек должен многое уметь сам» (Марк Г.); «делать все правильно и хорошо» (Алина М.); «быть самостоятельным» (Леон В.); «стараться и всему учиться» (Маша.Ш).
На вопрос, кто такой самостоятельный человек: «Самостоятельный человек тот, который не ленится» (Алиса.Р); «который сам все делает, помогает другим» (Злата.Д); «который все сам делает и маме помогает» (Руслан.Я).
На вопросы, как ты помогаешь родным и что умеешь делать сам: «Я помогаю родителям, посуду мою, бабушке на саду помогаю » (Влад Г.); Помогаю маме стирать, белье складывать» (Оксана.О); «Я всегда мою посуду сама, мне никто не помогает» (Милана М.); «Я сам стелю постель, вытираю пыль, убираю книги» (Егор К.); «Сама чищу обувь, помогаю маме накрывать на стол» (Алиса С.).
Дети с низким уровнем проявления самостоятельности на вопрос интервью: «Что ты умеешь делать и делаешь самостоятельно?» в основном отвечали: «играю в компьютер, кушаю, одеваюсь, включаю телевизор, сплю, ставлю на место ботинки и т.д.» (Маша И., Семен Р., Саша З., Аня К., Алена П., Дима Ч.).
Анализ ответов детей выявил, что одобрительную оценку и похвалу родителей они в большинстве случаев получают за то, «что я не мешаю маме готовить», «делаю так, как мне говорят», «хорошо веду себя и слушаюсь папу». Реже звучали ответы: «меня хвалят за то, что я помогаю бабушке», «вытираю посуду», «когда сама убираю игрушки и протираю пыль».
Таким образом, почти половина обследованных детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень проявления самостоятельности: они не способны самостоятельно найти себе дело; не выполняют задание самостоятельно, нуждаются в подсказке, обращаются к взрослому за помощью; при выполнении задания нередко отвлекаются, забывают про свою цель; при появлении трудностей теряют интерес к деятельности; не проявляют желание принимать участие в совместной деятельности.
Результаты педагогической диагностики сформированности самостоятельности обобщены по каждому критерию, что представлено в сводной таблице, представленной на рисунке 1.
По результатам диагностики выявлено:
— дошкольники в целом показали средний уровень сформированности самостоятельности – 6 детей (30%);
— наличие интереса к деятельности фиксируется в среднем по группе на высоком уровне ;
— средний уровень сформированности умений действовать без чьей-либо помощи при выборе цели, содержания, средств и способов деятельности, умение самостоятельно выполнять посильную, но достаточно сложную деятельность;
— проявление исполнительности, инициативности, ответственности
– средний;
— наличие самоорганизованности, элементов самоконтроля, самооценки своих действий и поступков – низкий уровень.
Согласно критериям диагностики было выявлено, что дети изучаемой группы демонстрируют различный уровень сформированности самостоятельности (Рис. 2).
Низкий уровень зафиксирован у 55% детей. Для детей данной группы характерно проявление слабого интереса к заданиям, частая отвлекаемость, затруднений в самостоятельной оценке поступков и выражении своего мнения. Задания дети выполняют, требуя максимальной помощи педагога, или отказываются от его выполнения. При выполнении заданий такие дети совершают много хаотичных бесцельных действий; обращаются за помощью, даже не использовав собственных возможностей
Средний уровень характерен для 30% детей. Дети этого уровня поначалу выказывают большой интерес к заданиям, но при встрече с трудностями темп работы и желание снижаются, действия становятся не столь целенаправленными, иногда бесцельно повторяются, поддержка, небольшая помощь взрослого, одобрение часто приводят к значительному подъему активности, инициативы; дети не всегда адекватно оценивают свой труд, стремление улучшить результаты у них выражено слабо. В этой группе наблюдается более ответственное отношение к своей работе, стремление преодолевать трудности. Помощь взрослого дети принимают осмысленно, иногда задают конкретные вопросы.
Высокий уровень: для старших дошкольников, отнесенных нами к данному уровню характерно принятие задач, внимательность, активные действия для достижения результата; они редко обращаются к взрослым за помощью и только после того, как исчерпаны собственные возможности, работу выполняют не спеша, без суетливости. Дети этой группы правильно оценивают поступки и могут мотивированно объяснить свой выбор. Усложнение задач они воспринимают без страха, активно. Указанный уровень соответствует 15% всех опрошенных детей.
Вывод: Таким образом, можно констатировать, что у большинства детей сформированность самостоятельности находится на низком уровне. Это говорит о необходимости целенаправленного формирования данного качества у детей. Анализ и сопоставление результатов наблюдений и ответов детей на вопросы интервью позволили сделать вывод о недостаточном внимании воспитателей и родителей к воспитанию самостоятельности ребенка.
Для изучения мнения педагогических работников детского сада о развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста была предложена анкета для воспитателей (Приложение 1). Анкетирование воспитателей проводилось с целью определения особенностей их профессиональной деятельности, а также выявления возможностей создания условий поддержки самостоятельности дошкольников в группе детского сада.
Только лишь 26% опрошенных считают, что самостоятельность является важным качеством современного человека. Заметим, что образование не влияло на суждение, но с увеличением стажа работы растет число воспитателей, относящих самостоятельность к важным качествам, и падает с уменьшением стажа работы (большинство воспитателей, работающих 1-4 года, утверждают, что несамостоятельные люди живут легче)
73% воспитателей называют самостоятельным такого ребенка, который может обслужить себя (т.е. обращают внимание на внешнюю сторону проявления самостоятельности), причем это они относят даже к старшим дошкольникам.
Также 73% опрошенных считает, что самостоятельность следует воспитывать, начиная со школьного возраста, 27% говорит, что самостоятельности научит жизнь.
Больше половины воспитателей считают, что самостоятельность должны развивать родители. Вне зависимости от возраста детей, с которыми работают воспитатели, уровень самостоятельности в группе оценивался ими как средний. Порученную работу, по мнению педагогов, чаще дети выполняют частично. Более половины воспитателей указали, что они стараются помочь всем детям обслуживать себя.
Вывод: Таким образом, анкетирование выявило, что воспитатели не считают самостоятельность настолько важным качеством личности, что его следует специально развивать в образовательной деятельности. Они мало знают о приемах и методах поддержки детей в формировании самостоятельности в разных видах деятельности. Это и является причиной низкого уровня развития самостоятельности у детей.
Единство требований семьи и детского сада, как подтверждается рядом психолого-педагогических исследований, является необходимым условием успешной воспитательной работы. В связи с этим, нами было включено анкетирование родителей старших дошкольников (Приложение 2) с целью изучения их отношения к исследуемой проблеме. Анализ анкет родителей свидетельствует об интересе к данной проблеме и их недостаточной осведомленности. Так, отвечая на вопросы: «Ставите ли Вы задачу воспитания у своего ребенка самостоятельности?» и «Воспитываете ли Вы в ребенке самостоятельность?» все родителей (100%) считают, что у ребенка необходимо формировать самостоятельность
Большинство родителей при воспитании самостоятельности руководствуются в первую очередь собственным опытом, вопросами и интересами ребенка (80%), а также опираться на педагогическую литературу (53,3%). Другую группу составляют 26,7% родителей, которые в данной проблеме пользуются советом воспитателя. Мы отметили, что многие родители при воспитании у ребенка самостоятельности не пользуются советами воспитателей. Можно предположить, что между родителями и воспитателями не налажен тесный контакт, либо воспитатели недостаточно в полном объеме ведут работу в этом направлении
На вопрос «В чем, по вашему мнению, ребенок может и должен быть самостоятельным?» были получены следующие ответы: навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, выбор в принятии решений, выбор вида занятия для себя.
100% родителей ответили, что у их ребенка имеются домашние обязанности. Это такие обязанности: заправить постель, убрать игрушки после игр, навести порядок в своей комнате (вытирать пыль, навести порядок в шкафу, на столе), помочь родителям в приготовлении обеда, стирка одежды.
При этом на вопрос «Как ведет себя Ваш ребенок при выполнении задания, поручения?» большая часть родителей ответили: 40% начинает сразу, уверенно, выполнять самостоятельно и правильно, но и есть такие родители (10%), которые отмечают, что встретив трудности, их ребенок 54 просит помощи. Другая группа родителей (13,3%) – ребенок трудности преодолевает самостоятельно, а также 26,7% родителей отметили, что их ребенок выполняет с помощью взрослого. Это свидетельствует о том, большинство детей группы нуждаются в помощи взрослого.
Отвечая на следующий вопрос, 93,3% родителей выбрали несколько предложенных вариантов ответов: поручение, чтение литературы, собственный рассказ и так далее. 6,7% (1 чел-к) из родителей предложил свой метод – беседа
На последний вопрос в анкете «В чем Ваш ребенок чаще проявляет самостоятельность?» родители дали такие варианты: самообслуживании, помощь в уборке квартиру, содержание всей комнаты в порядке и чистоте, в изучении чего-то нового, а также был дан такой вариант как «старается проявлять самостоятельность во всем». Это говорит о том, что не у всех детей присутствует стремление к такому качеству как быть самостоятельным.
Также было проведено родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 3)
Вывод: Проведенный анализ анкетирования позволил сделать вывод, воспитателями и родителями осознается необходимость работы по формированию самостоятельности, однако знания взрослых по данной проблеме нуждаются в определенной коррекции. Результаты диагностического исследования показали необходимость оптимизации педагогической работы, обеспечивающей формирование самостоятельности старших дошкольников в изучаемой детской группе.
3.2. Организационно-педагогические условия формирования самостоятельности у дошкольников в образовательном процессе детского сада.
На основе полученных данных на этапе педагогической диагностики нами были определены организационно-педагогические условия формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в логике педагогической поддержки.
Теоретические основания формирования самостоятельности детей дошкольного возраста включают следующие исходные позиции:
— принцип целостного подхода к педагогическому процессу;
— деятельностный подход к организации образовательного процесса;
— теория и практика оказания педагогической поддержки ребенку в процессе образовательной деятельности.
На основе анализа литературы было определено, что формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:
- взаимодействие взрослых с детьми, направленного на реализацию интересов и возможностей каждого ребенка с учетом социальной ситуации его развития;
- поддержка активности и инициативы детей в игровой и трудовой деятельности;
- возможность выбора детьми видов активности, материалов, участников совместной деятельности и общения в конкретной предметнопространственной среде
Остановимся подробно на описании каждого условия. Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированное на интересы и возможности каждого ребенка с учетом социальной ситуации его развития.
Вслед за А.В. Мининой в практическую работу с группой дошкольников с целью формирования самостоятельности детей мы включили следующие методы.
- Метод невмешательства. Он заключается в том, чтобы не вмешиваться в те дела ребенка, которые он в состоянии выполнить сам, или которыми он увлеченно занят, не требуя помощи у взрослого.
- Методы проблемного обучения. В настоящее время в науке приводится всё больше доказательств, указывающих на то, что некоторые формы этого обучения могут быть эффективно применены и в дошкольном возрасте.
- Метод «внешнего средства». Л.С. Выготский выявил, что ребенок учится организовывать себя и свои дела легче и быстрее, если на определенном этапе помочь ему внешними средствами (списком дел, картинками для напоминания, схемой и т.п.)
- «Я – сообщение», «Я – высказывание» или «Я – замечание» – способы, позволяющие сообщить ребенку о его поведении, но не обидеть.
- Пример, образец для подражания.
- Приучение как метод используется с целью формирования способности к организованным действиям.
- Поощрение – один из эффективных методов воспитания, вызывающий у ребенка прилив сил, энергии, и как результат, высокую степенью старания и результативность
Таким образом, основную роль в формировании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста играют методы и приемы воспитания, поддерживающие и активизирующие стремление ребенка действовать инициативно и достигать результата.
Поддержка активности и инициативы детей в специфических для них видах деятельности.
Известно, что большинство видов деятельности ребенка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности. Любая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Старшие дошкольники уже владеют достаточным числом умений в хозяйственно-бытовом труде. Организация хозяйственно-бытового труда, дежурств, поручений усложнялась таким образом, чтобы детям было необходимо проявить свою самостоятельность. Воспитатель делала предложение выполнить какое-либо поручение в общей форме, без детальных пояснений. В таких заданиях содержатся наряду с конкретными трудовыми действиями задачи планирования и организации их: понять, какое потребуется оборудование, выбрать и расположить его так, чтобы было удобно работать, определить последовательность действий, контролировать их в ходе выполнения для того, чтобы получить качественный результат.
Была организована «Школа самостоятельности». При этом использовалась методика развития самостоятельности старших дошкольников в условиях трудовой деятельности, разработанная Г.Н.Годиной
Для мотивации детей к самостоятельному выполнению обязанностей, помощи взрослым было проведено развлечение «Как мы взрослым помогаем» (Приложение 4).
Создавая дежурные звенья и объединяя дошкольников в пары, мы учитывали личностные особенности детей, например, боязливую и неуверенную Алену П. поставили в пару с энергичным, доброжелательным Марком Д.; вспыльчивого Сашу З. ‒ с невозмутимой, старательной Олесей Ф. При этом принимали во внимание отношения, сложившиеся между детьми, давали им самим возможность выбрать себе партнера по работе. Рассматривали и степень развития трудовых знаний, умений и навыков детей, чтобы ребята, которые хорошо владеют способами выполнения заданий, помогали своим товарищам и обучали их. Уголок дежурства, оформленный в группе, указывал детям, кто из них, за что ответственен
сегодня. Для нас было важно создать у дошкольников общественную мотивацию труда. Для этого каждый ребенок должен понимать этот аспект труда: пользу, которую труд приносит другим людям; ответственность за порученное задание перед коллективом; товарищескую взаимопомощь для достижения общей цели.
Мы активизировали представления дошкольников с помощью вопросов, побуждающих их самостоятельно находить ответы, вместе с воспитателем делать выводы (Приложение 5).
Поначалу активность дошкольников была низкой. Воспитателю приходилось предлагать ответы самому. Любой ответ ребенка, даже самый нелепый и фантастический, поощрялся. Постепенно дети почувствовали себя свободнее, фантазия пробуждалась. Игра проводилась в быстром темпе, детям позволялось кричать наперебой, одновременно. Любой ответ повторялся воспитателем и поддерживался: — Умница! Интересно придумал! И т.п.
Во время продуктивной деятельности в совместном труде воспитатель создавал мотивацию достижения цели (выражал уверенность в том, что ребенок хочет успешно выполнить задание и справится с этим), напоминал о важности выполняемой деятельности (изготовление подарков для малышей, дежурство по детскому саду и т.п.), побуждал к личному переживанию успеха (создавал эмоциональное предвидение результатов деятельности).
Сначала небольшие группы детей объединялись для выполнения заданий стихийно. Затем, когда появилось умение действовать сообща, 64 появилась возможность объединять в одной группе детей с разной степенью развития самостоятельности. Ребята уже знали, что один человек в группе будет ответственным за качество выполнения задания, и выбрать такого ответственного должны они сами. Затем ответственным должен стать другой член группы так, чтобы каждый из детей побывал в этой роли. То, что каждый ребенок по очереди выступал то в качестве ведущего, контролирующего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, предъявляющего свою работу товарищу, содействовало формированию ответственности, активности и добросовестности.
Правильная организация развивающей среды является одним из способов оказания педагогической поддержки развития самостоятельности дошкольников.
Формирующий эксперимент также включал в себя сотрудничество педагога и родителя. Задействовано было 13 родителей. Было проведено родительское собрание, где родителей познакомили с задачами работы по развитию самостоятельности детей. В уголке для родителей разместили консультацию на тему «Самостоятельность ребенка шестого года жизни» (Приложение 6).
Итоговым мероприятием являлась фотовыставка «Мои достижения», где родители фиксировали, что их ребенок умеет делать самостоятельно. Но поучаствовать в выставке откликнулись не все родители, ссылаясь на нехватку времени. Обрадовало то, что родители Маши И., Саши З., Славы Ф., Алены П., у которых низкий уровень самостоятельности, с интересом и увлеченностью участвовали в выставке.
Таким образом, была обеспечена педагогическая поддержка разнообразных видов деятельности детей в целях развития их самостоятельности. Основными направлениями этой работы были: организация образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, направленного на интересы и возможности каждого ребенка; поддержка инициативы и самостоятельности ребенка в различных видах деятельности; создание развивающей среды с предоставлением возможности выбора материалов, видов деятельности и общения. Воспитательные воздействия были направлены на обогащение и углубление знаний детей, введение значимых мотивов деятельности и формирование положительного эмоционального отношения к ней.
3.3.Итоги работы по теме формирующего эксперимента.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. При этом снова использовалось наблюдение за детьми.
Данные, полученные при обследовании старших дошкольников (20 человек), сравнивались и анализировались, определялась динамика сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования занесены в сводную таблицу, представленной в Приложении 12 и на рисунке 3.
- Уровень сформированности самостоятельности стал выше по всем пяти показателям.
- Значительно возрос уровень сформированности самостоятельности у дошкольников — 11 детей (55%) показали средний уровень и 9 детей (45%) — высокий уровень.
- Данные табл. 3 показывают, что показатели уровня самостоятельности дошкольников улучшились.
Разработанный нами комплекс образовательной деятельности по повышению уровня самостоятельности старших дошкольников в ДОУ и самостоятельной деятельности показал свою эффективность: уровень самостоятельности оказался выше.
По результатам диагностики (табл. 2, 3) определяем величину изменения уровней сформированности самостоятельности у дошкольников.
На 25% детей меньше сейчас имеют низкий уровень развития самостоятельности. Саша З., Маша И., Аня К., Илья О., Алена П., Вика П., Семен Р., Саша С., Слава Ф., Дима Ч., Дима Ш. перешли с низкого уровня развития самостоятельности на средний. Женя Б., Лиза Д., Влад Р., Алиса С., Олеся Ф., Егор Ч. перешли со среднего уровня на высокий. Таким образом, большинство детей перешли на более высокий уровень развития самостоятельности
Дети, не перешедшие на следующий уровень, также показали положительную динамику, так как они стали проявлять больше интереса к деятельности, проявляют ответственность в большей степени.
Дошкольники выполняют задания с большей самостоятельностью, они более уверенно высказывают собственное мнение, обращаются за помощью к взрослому лишь в случае крайней необходимости. Даже допуская ошибки при выполнении заданий, большинство детей стараются обосновать свои ответы, что свидетельствует о сознательном самостоятельно принятом решении.
Проведенное исследование показало, что в целом дети стали более активными, решительными. Задания они выполняют быстрее. Их вопросы, адресованные воспитателю, осмысленны, целенаправленны. Дошкольники проявляют умение ставить цель и достигать ее, при поддержке взрослого большинство из них доводит начатое дело до конца.
Заметно увеличился интерес детей к деятельности, особенно познавательно-исследовательской и трудовой. Ребята сами проводят опыты в исследовательском центре, с удовольствием дежурят и даже просят сделать их дежурными вне очереди. При выполнении обязанностей дети проявляют ответственность и инициативность.
В продуктивной деятельности самостоятельность проявляется в том, что дошкольники могут определить, из каких частей состоит та или иная поделка, наметить план ее выполнения и довести начатое до конца. При этом большинство детей соблюдают порядок на рабочем месте и умеют все заранее приготовить для работы.
Это является свидетельством того, что переход на более высокие уровни развития самостоятельности обусловлен не случайными факторами, а закономерен. Развитие самостоятельности проходило эффективно, так как нами соблюдались следующие условия:
- организация образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в игровой и трудовой видах деятельности.
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения в конкретной предметнопространственной среде. Таким образом, работа по развитию самостоятельности, проведённая с детьми, дала положительные результаты, цель и задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенный формирующий эксперимент посвящен проблеме формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста. Мы ставили перед собой цель теоретически обосновать и апробировать в практике детского сада организацию образовательного процесса в направлении формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в русле педагогической поддержки.
Изучение литературы позволило определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения своими силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом осознанно и активно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельность – это качество личности, которое характеризуется совокупностью знаний, умений, навыков; содержательно-операциональных и личностных компонентов, отношением личности к процессу, результатам и условиям осуществления деятельности. Это важнейшая характеристика личности, которая не может развиваться отдельно от других личностных свойств: произвольности, воли, целеустремленности.
Самостоятельность выполняет несколько функций: интегрирующую, управления, саморегуляции деятельности и поведения, самореализации личности, мотивирования, саморазвития, автономности, самоактуализации, развития отдельных свойств личности и др.
Для воспитания самостоятельности используются различные сочетания методов, приемов и средств, которые оказывают комплексное воздействие на ребенка.
Главными направлениями педагогической поддержки развития личностных качеств дошкольников, в том числе, самостоятельности, являются трудовая, игровая, продуктивная деятельность.
В ходе работы был подобран инструментарий для диагностики сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, определен исходный уровень самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическая поддержка развития самостоятельности заключалась в особой организации познавательно-исследовательской, трудовой, игровой и продуктивной деятельности дошкольников. Приемы организации деятельности расширяли круг знаний о разных областях действительности, развивали навыки и умения детей, мотивировали их к проявлению самостоятельности. Также стимулировались инициатива, активность, ответственность дошкольников при выполнении различных заданий. Предварительные беседы и отдельные замечания воспитателя по ходу выполнения заданий помогали актуализации у детей значимых мотивов: достижения успеха, преодоления трудностей, общественной значимости результатов деятельности и т.п. Много внимания уделялось созданию позитивного эмоционального настроя у детей.
Контрольная диагностика показала положительную динамику развития самостоятельности дошкольников.
Эти результаты дают возможность сделать вывод об эффективности приемов педагогической поддержки, предложенных в ходе исследования.
Методические рекомендации по оказанию педагогической поддержки развития самостоятельности старших дошкольников могут использоваться в практике работы воспитателей ДОУ.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, задачи успешно решены
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека // А.Г. Асмолов. — М. : Смысл, 2007. — 528 с.
2. Акимова Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет . СПб., 2002
3. Акулова Е.И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность //Дошкольное воспитание. 2009. №9. С. 52-58.
4. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника/ О.Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. – 2008. – №1. – С. 124–132.
5. Березка: примерная образовательная программа дошкольного образования / авт. кол.: С.А. Трубицына, В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, К.И. Бабич ; под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной. – М., 2015
6. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С. 36-45.
7. Буре, Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника: монография / Р.С. Буре. — М. : 2009. — С. 68.
8. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка / Е.И. Валитова // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 2017. – С. 79–83.
9. Варга А.Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей / А.Я. Варга, В.А. Смехов // Вестник Моск. унта. – 2016. – №4. – С. 22–31.
10.Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде : автореф. дис. … канд. пед. Наук / Т.А. Власова. — Екатеринбург, 2000. — 25 с
11.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. — М. : Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
12. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и бучения: учебник для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
13.Година, Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / Г.Н. Година ; под ред. В.Г. Нечаевой // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст. — М. : Педагогика, 1972. — С. 83-111.
14. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова. — М. : Центр педагогического образования, 2008. — 64 с.
15. Жукова, О.Г. Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Г. Жукова. — М. : РГБ, 2003. — 215 с.
16.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — М. : Логос, 2000. — 384 с
17. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. — СПб. : Питер, 2009. — 368 с.
18. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования / авторский коллектив : Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова и др. — 5-е изд. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с
20. Крайнова, Л.О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося: дис. … канд. пед. наук / Л.О. Крайнова. — Оренбург, 2014. — 238 с.
21. Кудрявцева, Е.А. Особенности развития детского сотрудничества в старшем дошкольном возрасте/ Е.А. Кудрявцева // Детский сад: теория и практика. – М., 2014. — №5. — С.14-19.
22. Марутян, С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Марутян. — М. : МГПИ, 1987. — 24 с.
23. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. — 2008. — №1. — С. 17-23.
24. Минина, А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / А.В. Минина. — М., 2015. — 220 с.
25. Миры детства : конструирование возможностей : комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова, Л.А. Ремезова, О.Е. Веннецкая, М.А. 78 Рунова, Е.Г. Хайлова, С.Г. Якобсон ; под ред. Т.Н. Дороновой. — М. : ФГАУ ФИРО, 2015.
26. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: учебнометодическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. — М. : МИРОС, 2002. — 208 с.
27. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ.учреждений высш. проф. образования. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. С.272.
28.Атяшева В.Д. Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми в разных видах деятельности.//Обновленное содержания образования.[Электронный ресурс]:URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-sovremenyh-tehnologii-vospitatelno-obrazovatelnom-procese-s-detmi-v-raznyh-vidah-dejatelnosti.html (дата обращения 01.05.2024)
29.Бударова Э. Влияние родителей на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: URL: http://1984191.mya5.ru/moi-stati/statya-vliyanie-na-samostoyatelnost-detey/ (дата обращения 02.05.2024)
30.Владимирова Т.В. Развитие самостоятельности детей раннего возраст//Рабочая программа.-2022-.[Электронный ресурс]:URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/razvitie-samostoyatelnosti-detey-rannego.5669229744/ (дата обращения 03.05.2024
31. Монина Г.Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников. [Электронный ресурс]:URL: Официальный сайт Психолога Мониной Галины Борисовны Формирование инициативности… | Официальный сайт Психолога Мониной Галины Борисовны (galinamonina.ru) (дата обращения 03.05.2024).
32.Морозова И.С. Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: URL: spf.kemsu.ru (дата обращения 30.04.2024).
33.Никулина А.Х. Роль педагога в разных видах деятельности детей //Консультация для родителей.-2021.-[Электронный ресурс]:URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-rol-pedagoga-v-raznyh-vidah-dejatelnosti-detei.html (дата обращения 02.05.2024)
34.Каримова Е.Н. Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании // Методическое пособие.-2021.- [Электронный ресурс]:URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-dou-otrazhenie-poderzhki-detskoi-iniciativy-i-samostojatelnosti-v-planirovani.html (дата обращения 05.05.2024)
35.Камбаратоа О.Н. Роль родителей в формировании самостоятельности ребенка //Сборник статей по материалам.-2019.-[Электронный ресурс]:URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/09/rol-roditeley-v-formirovanii-samostoyatelnosti (дата обращения 06.05.2024)
36.Королева Т.М. Развитие самостоятельности у детей в самообслуживании // Методическая рекомендация.-2013.-[Электронный ресурс]: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/20/razvitie-samostoyatelnosti-u-detey-v (дата обращения 08.05.2024)
37.Савченко Л.А. Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ // Методические материалы.-2021.-[Электронный ресурс]: URL: http://detstvogid.ru/organizatsiya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-detey-v-usloviyah-dou-s-uchyotom-fgos-do/.html (дата обращения 09.05.2024)
38. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] : материалы научнопрактической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014) / под. Общ. ред. Н.А. Вершининой. СПб., 2014. — 114 с. URL: act_vopr.pdf (nekrasovspb.ru) (дата обращения: 11.05.2024).
39.Творогова А.В. «Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста» // Рабочая программа.-2020.-[Электронный ресурс]: URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/11/26/osobennosti-organizatsii-predmetno-prostranstvennoy (дата обращения 15.05.2024)
40. Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: URL: https://vospitateli.com/ (дата обращения 19.05.2024)

Здравствуйте. Нужна срочно практическая часть вкр, третья глава. Скину похожие работы, на которые можно ориентироваться
Анна, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту dist24@mail.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте, хотел бы узнать сколько будет стоить презентация и защитная речь И сколько по времени займёт?
Евгений, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту dist24@mail.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Дистанционная помощь в защите ВКР
Илья, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту dist24@mail.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
вкр по теме: экологический туризм России : анализ состояния, проблемы и перспективы
Людмила, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту dist24@mail.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте вы защищаете ВКР?
Ольга, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту dist24@mail.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать магистерскую ВКР на тему «Совершенствование логистических бизнес-процессов на примере торговой компании». Не менее 100 страниц.
Миша, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту dist24@mail.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Здравствуйте нужна работа Вкр
Лена, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту dist24@mail.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.
Написать ВКР 3 раздела
Тема строительство строительство жилого дома с применением каркасно-монолитных технологий
Антиплагиат от 75%
ПЗ и чертежи
Владимир, здравствуйте! Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту dist24@mail.ru и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и подскажу вам по стоимости и срокам выполнения.